Как определить свой архетип? И зачем?
Я не буду говорить о важности определения своего архетипа, потому что, честно говоря, вы прекрасно без этого знания можете обойтись.
Но все же определённую пользу архетипы вам могут принести.
Начнём с того, как определить свои архетипы.
Я разделяю архетипы внутренние (ваш характер) и внешние (то, что транслирует ваша внешность окружающим). Вот с внешними разобраться самостоятельно не может никто, даже архетиписты сами себя со стороны оценивают неадекватно. Для внешних архетипов нужен взгляд со стороны.
Внутренние архетипы вполне реально определить самостоятельно. Весь мой блог направлен на обучение и содержит много информации о каждом архетипе - читайте, отслеживайте, насколько это вам откликается, узнавайте в описании себя. Поделюсь одним наблюдением о внутренних архетипах некоторых клиентов: если человек очень хочет услышать определенный архетип и, более того, он уверен, что это его архетип, а это оказывается не так, то никакой разбор архетипов его не удовлетворит и не переубедит.
Как могут пригодиться знания об архетипах?
Если кратко, то знание своих архетипов подсказывает вам не одеваться в одежду архетипов, которые максимально далеки от вашего внешнего архетипа (это некрасиво и пугает людей), пригодится вам для презентации себя как специалиста (в том числе и в оформлении своего блога), помогает в понимании и принятии себя и окружающих.
Управление впечатлением. Одеваться в своём архетипе вообще не обязательно. И если вы мудрец, кто ж вас заставит носить серое и мешковатое? А если бунтарь, то чёрное и рваное? И главное, зачем?
Бывает так, что вам необходимо обозначить одеждой определенный архетип, чтоб сформировать о себе необходимое вам впечатление. Если вам нужно сделать акцент на том, что вы руководите здесь, то вы одеваетесь с учётом знаков в одежде архетипа «правитель», если хотите, чтобы окружающие считывали с вас «мудреца», то надеваете его аксессуары и придерживаетесь цветовой гаммы этого архетипа, хотите подчеркнуть верность традициям или обозначить, что для своих клиентов вы как мама, наставница, тогда одеваетесь в «опекуна». Конечно, тут индивидуальны и ваши задачи, и ваши исходные данные (не все визуально впишутся в опекуна или мудреца), но в этом посте мне важно показать вам сам принцип работы архетипов. Одеваться в архетипах нужно для конкретной цели! Это один из инструментов управления впечатлением! А не просто: «мне определили такой архетип, значит я должна покупать в магазине одежду этого архетипа».
Ведение соцсетей. Страница в инстаграм. Своей страницей вы можете сформировать определённую ассоциацию с тем или иным архетипом. То есть так же повлиять на впечатление о себе. Визуал страницы, аватар, общаетесь ли вы с аудиторией на «вы» или на «ты»- все имеет значение. Шапка профиля нужна, чтобы обозначить, кто вы, и я говорю не только о вашей профессии, а о той архетипической ассоциации, с которой хотите быть связаны: приятель, гедонист, шутник, творческий человек, руководитель, путешественник, эксперт. Ваша шапка профиля может быть про тёплые объятия, а может - про колючую проволоку. И вы выбираете то, какой хотите быть восприняты. Важно и соответствие выбранным ролям: чтобы ваша речь и слог постов не диссонировали с архетипом визуала страницы или вашим обращением к подписчикам, например, если в шапке профиля бунтарь: «У меня свои правила», то в обращении к аудитории в постах не стоит говорить: «приветик, друзья, рада вам».
Принятие себя и принятие других. Любой из ваших архетипов даёт вам преимущества, влезание в чужой - сплошной стресс.
Знакомство со своими архетипами отвечает на ваши вопросы: почему вы так поступаете, почему вам легче общаться с одними людьми, а другие вас раздражают, почему вам нравятся те или иные атрибуты, одежда, украшения, почему что-то вам даётся легче, чем остальным, а для чего-то вы не совсем подходите.
Рождена «правителем» - здорово, контроль и порядок ваше все. Не «правитель» - и хорошо, меньше ответственности, больше свободы самовыражения. «Воин» - вы все сможете, в вызовах - ваш рост, не воин - стоит признать, что воинские стратегии для вас энергозатратны и не приводили вас к желаемым результатам. «Славный малый» - вам легко вызвать симпатию окружающих и завязать диалог, пользуйтесь этим. Не «славный малый» - вот почему вы не ходите на встречи выпускников, и т.д.
Что касается принятия других, здесь речь не о всепрощении, а о том, что вы понимаете причины, по которым не следует ожидать чего-то от человека определённого архетипа: не ждёте от «искателя», что он станет домашним, от «мудреца» - красивых ухаживаний, от «воина» - мягкости и ласковых слов, от «шута» - серьезности.
Определив архетипы, вы знаете, какими категориями мыслит тот или иной человек, как подавать ему информацию, и что для него особенно ценно.