Лица архетипов
Каждое лицо транслирует определённый архетип, иногда даже сразу несколько, но какой-то один всегда считывается первым.
Уже по лицу героини фильма мы можем считать характер ее персонажа.
Начнём с «героев». Кого выбрать на роль женщины, сражающейся на поле боя? Или героини, преодолевающей жизненные трудности? Женщины, спасающей мир? Добивающейся небывалых успехов своим трудом? Как визуально распознать в женщине «героя»? Это лица с выраженными скулами и подбородком, спортивные сильные тела, смотришь на такую женщину и сразу понимаешь, что она мощная, стойкая, смелая, целеустремленная и наверняка много работает. Примеры знаменитых «героев»:
Почему-то иногда на роль «воинов» выбирают «эстетов», в этом случае воин получается неубедительным, вовсе не угрожающим, а каким-то слабым и соблазняющим:
А кого выбрать на роль мечтательной, доброй, верящей в чудо, наивной героини, вроде «Алисы в стране чудес» или «Амели»? Конечно, правдоподобней будут смотреться девушки с детскими, милыми лицами «простодушного»:
А кто подойдет на роль женщины из высшего общества? Светской львицы? Королевы? Нужна героиня с аристократичной внешностью, надменным выражением лица, она красива, но не соблазняет, недоступна, высокомерна, роскошна - и все это может транслировать одно лишь лицо архетипа «правитель». Знаменитые представители:
На роль дружелюбной, веселой, всем так знакомой, живущей обычной жизнью, как и героини множества сериалов или романтических комедий, берут, конечно, представителей архетипа «славный малый»:
Разница в образах людей разных архетипов колоссальна, обратите внимание на выражение лиц, их выбор одежды и обуви, укладки, украшения, кто здесь «славный малый», а кто «правитель»?
Не любой типаж внешности подойдёт на роль изящной балерины, любовницы, спутницы успешного мужчины в фильме. Многим зрителям не просто так не понравился выбор актрисы на роль девушки Бэтмена:
На такие роли просится героиня архетипа «любовник» («эстет»): женственная, утонченная, хрупкая, грациозная, соблазнительная. Если глядя на лица «героев» мы видим силу, способность самой решить все проблемы, то глядя на «любовника» совершенно ясно, что ее проблемы есть кому решать за неё. Знаменитые представители архетипа «эстет»:
А кого выбрать на роль «мудреца»: немного отстранённой, неэмоциональной, всезнающей, естественной, с мудрым спокойным взглядом. На роль, к примеру, шахматистки или учительницы математики? Примеры представителей архетипа «мудрец»:
Конечно, на роль ведьмы или феи можно взять любую и сделать магический взгляд с помощью компьютерной графики:
Но чтобы зритель поверил, лучшей героиней на такую роль станет женщина, которая и без грима или костюма похожа на колдунью, чей взгляд таинственный и пугающий без спецэффектов, тут нужен представитель архетипа «маг»:
А кто подойдет на роль няни? Воспитательницы? Учительницы? Заботливой матери или бабушки? Женщина с приятными чертами лица, мягкостью и добротой в глазах. Примеры лиц «опекунов»:
Можно заметить, что все лица определённой подборки (все герои, все правители, все мудрецы и т.д.) при всей непохожести черт лица имеют нечто общее, производят одинаковое впечатление, потому как выражают один и тот же архетип. В «героях» первым впечатлением выступает мужественность, сила, готовность к борьбе. В «правителях» - превосходство, власть, роскошь. В «эстетах» - утончённость, женственность, хрупкость, привлекательность. В «опекунах» - доброта и тепло. В «магах» - мистика. В «мудрецах» - зрелость, интеллект, собранность, спокойствие. В «простодушных» мы видим маленьких девочек. В «славных малых» - друзей.
И в то же время, каждое из представленных лиц имеет свой подтон, например третья из представленных «мудрецов» - Дженнифер Коннелли отличается от остальных хрупкостью и утонченностью «эстета».
Именно набором других архетипов, их миксом лица и образы в целом отличаются друг от друга, обретая индивидуальность.